К основному контенту

Каким может быть персональный сайт педагога? (С примерами)

Одним из этапов Всероссийского конкурса “Учитель года России-2014” было предоставление педагогами интернет-ресурса, на котором можно познакомиться с участником и его материалами. Форматы представления были разнообразны, наиболее популярным стал персональный сайт, но также встречались страница на школьном сайте, портфолио на образовательном сайте и блог.

Экспертное жюри оценивало все сайты по заданным критериям, в которые были включены дизайн, интерфейс, учебно-методическая насыщенность и коммуникация с пользователями. Рассмотрим критерии, по которым жюри оценивало сайты конкурсантов.

Первый блок критериев “Информация об авторе и его педагогической деятельности” 

присутствовал на большинстве сайтов в разной форме. Персональный сайт учителя - это его визитная карточка, площадка для взаимодействия с учениками, родителями и коллегами. На что хотелось бы обратить внимание. При публикации больших объёмов информации её лучше систематизировать и структурировать. Например, не одна общая фотогалерея, а тематические папки, не длинный список статей, а распределенный по рубрикам.

Названия статей - это хорошо, но намного полезнее, когда эти статьи ещё и можно прочитать. Перед загрузкой на сайт фотографий, отсканированных дипломов и грамот их следует сжать, чтобы не заставлять пользователя ждать загрузки. Если на сайте что-то долго грузится, то пользователь скорее всего перейдет на другой сайт. Кстати, разумность загрузки была одним из критериев в следующем блоке.

Информация на сайте должна быть доступна без лишних скачиваний и переходов на другие ресурсы, не относящиеся к Вашему сайту. Некоторые участники в качестве информации о себе выкладывали презентацию. Всё, что нужно скачивать, меньше имеет шансов на дальнейший просмотр. Форма представления информации в видеопрезентации имеет право на существование, но для этого она должна быть выполнена в оригинальном стиле и встроена в сайт, чтобы её можно было посмотреть сразу без скачивания.

Одним из важных пунктов, который был не на всех сайтах – достижение учащихся. С моей точки зрения, успешность педагога характеризуют не его награды и достижения, а победы его учеников. Результаты экзамена и успеваемость будут смотреться лучше, если показывать их в динамике. А динамика хорошо визуализируется в виде гистограмм и круговых диаграмм.

Второй блок критериев “Дизайн сайта”, 

на мой взгляд, сложен в исполнении для обычного учителя. Сайты, выполненные на бесплатных конструкторах и порталах, которые наиболее доступны и понятны в техническом наполнении для учителя, проигрывали за счет однотипности шаблонов перед теми, кто позаботился разработкой собственного стиля.

В критериях оригинальность оценивалась в один балл, поэтому учителя, которые только осваиваются с сайтостроением, сильно не проиграли. Интересное оформление сайта учителя истории и обществознания http://fedotova-ev.ru/, предлагающего разные разделы в зависимости от того, кто вошел: ученик/учитель/родитель.

Оригинальность стиля оформления можно отметить также на сайтах учителя физкультуры http://azmanov.permedu.ru/, учителя испанского языка http://екатеринановикова.рф/, учителя биологии http://golovenkina.info/. Адекватность цветового решения порадовала на большинстве сайтов участников. В то же время хочется отметить, что как бы ни хотелось украсить свой сайт, нужно избегать “салатовых и розовых“ букв, избытка курсива на весь текст, одной цветовой гаммы текста и фона. Здесь главное, чтобы глазам было удобно читать. Прыгающие “красивые” картинки, не несущие смысловой нагрузки, тоже следует исключать, они только мешают сосредоточиться на тексте.

Третий блок “Учебно-методические материалы” 

- это оценка образовательного контента сайта. Хотя одним из критериев в этом блоке было количество материалов, для меня основополагающий критерий - качество представленных материалов. Критерий оптимальности соотношения количества материала и частоты пополнения на мой взгляд, сложен, так как мало где указывается дата загрузки и определить частоту невозможно.

Были сайты, где материалы публикуются как новости. С одной стороны, видно, что есть постоянная работа, с другой стороны, старые публикации переходят в архив и найти конкретный файл, не помня, когда он был выложен, сложно. Поэтому хотелось бы обратить внимание на важность структурировать выкладываемый материал, например, по классам или темам, чтобы в нем было удобно ориентироваться и использовать.

Интересная задумка выкладывать видеозаписи с разбором тем на сайте учителя математики http://petrosyan.sdo-gimnaziya.com/.

 Четвертый блок “Умение создавать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся”

 достаточно интересен и не так широко представлен на сайтах. В первом критерии “наличие системы заданий” важным является слово система. Это не должна быть система, в которую выложено 2 теста, 3 задания и ссылка на пустой форум. Здесь нужно показывать систему заданий по теме, как электронная рабочая тетрадь, либо тренировочные тесты по каждому модулю.

Если создается форум, то в нем должна быть “жизнь”, а не 1-2 темы, в которой даже нет сообщений. Пожалуй, это один из сложных в плане реализации критериев и полноценно его стоит воплощать в системе дистанционного обучения.

Следующий пункт данного блока - наличие проектных работ – это действительно хороший способ мотивации, когда учитель публикует лучшие работы. Ученики понимают, куда нужно стремиться.

Пятый блок “Наличие и работа интерактивных форм общения и обратной связи” 

подразумевал наличие контактных данных, форума, чата или блога, гостевой книги и опросов. Пожалуй, данный блок был достаточно условным в оценке, так как добавить гостевую книгу, опрос и форум, попросив 2-3 человек в него написать, несложно, но ценности сайту такие способы общения вряд ли прибавят.

Контактная информация была на многих сайтах, я бы не стала публиковать ссылки на профили социальных сетей, на мой взгляд это должно оставаться за кадром. Остальные пункты следует добавлять, если действительно требуется организовать способ общения между пользователями.

Шестой блок “Новостная лента” наиболее простой и понятный. 

В нем можно писать о важных событиях, а также о пополнении сайта новыми материалами. 

Седьмой блок “Оценка удобства пользования сайтом” 

- это оценка хорошего тона. Большинство конкурсантов с ним хорошо справились. Всего несколько сайтов не имело единой структуры меню, без этого можно заблудиться на сайте. Возможность комментирования материалов также была дана не везде, хотя это может быть хорошей обратной связью.

Восьмой блок “Нормативно-правовые документы” 

также несложен в исполнении, достаточно выложить основные документы и требования по предмету, УМК и программу.

Как видите, максимальные 35 баллов было набрать непросто.

В то же время были сайты, которые создавались специально под конкурс по заданным критериям, формально они набирали больше баллов, чем более качественный с методической стороны сайт, но не имеющий, например, гостевой книги или опроса.

В критериях нет такого показателя, как отсутствие рекламы, но, на мой взгляд, наличие рекламы с мигающими баннерами недопустимо на сайте учителя.

Среди сайтов учителей было много качественных и добротных ресурсов, практически по каждому предмету можно было выбрать 2-3 грамотных ресурса с качественным наполнением. Хочется поблагодарить учителей за их труд! Создать сайт даже с минимальным содержанием не так просто, как кажется. Несмотря на всю загруженность, учителя успевают идти в ногу со временем, иметь достойное представление на просторах Интернета и взаимодействовать с учениками, родителями и коллегами за рамками школьного урока!
Наринэ Исаханян, член жюри заочного тура испытания «Интернет-ресурс», зам. директора по информационным технологиям и учитель информатики и ИКТ центра образования №1329, лауреат премии города Москвы в области образования-2013, лауреат гранта Москвы в сфере образования-2010, победитель Всероссийского конкурса проектов среди общеобразовательных учреждений «Каждому ученику - школьный ноутбук» (2009).

Источник публикации: сайт "Учительской газеты", по этой ссылке на странице с оригиналом публикации находится таблица с адресами персональных сайтов всех участников конкурса.

Комментарии